Хай Цзы поэт

21 февраля, в рамках литературных встреч в клубе «Литературный вектор» культурно-выставочного центра прошло знакомство с поэзией древнего Китая, озвученной поэтом,  научным сотрудником КВЦ Еленой  Бердниковой, которая провела экскурс по обширному пространству искусства слова с акцентом на современное его  составляющее, представив  творчество культового поэта Поднебесья  Хай Цзы.

Хай Цзы-это литературный псевдоним поэта. Настоящее имя – Чжа Хайшен. Он родился в крестьянской семье в 1964 году в провинции Аньхой, прожив всего 25 лет. Ему было бы в этом году 55 лет. И потому, не зря, Елена Бердникова свой доклад о древнейшей истории поэзии Китая, приурочила к юбилею легендарного поэта, ставшим символом эпохи конца 80-х годов XX века, творчество которого оказало влияние на целое поколение поэтов и в последующие годы. Детство Хай Цзы  прошло в сельской местности, когда в Китае бушевала «Культурная революция». Но в его поэзии мы не видим прямых отсылок к политическим событиям. Родом из деревни и стихи у него во множестве  посвящены тематике сельской жизни: о природе и о жизни человека, полагающего себя частью этой природы, что роднит его с  поэзией Есенина, в творчестве которого прослеживаются щемящие нотки  патриархального мира природы. Хай Цзы,  знал и ценил русского поэта Сергея Есенина. Он даже называет себя китайским Есениным в одном из цикла стихотворений «Поэт Есенин»:

Земля – та женщина, что я любил всегда

И после смерти!

Прекрасна – ты

Отвратен – я

Умерший вновь

Поэт Есенин… 

Являясь новатором, связанный с идеями постмодернизма, но, опирающийся на традиционную классическую поэзию, в произведениях  Хай Цзы звучат во множестве темы любви, одиночества, смерти, в целом все возможные темы классической литературы,    изложенные на современный китайский язык. Ведущей в поэтическом  творчестве Хай Цзы, помимо, естественно любви была тема деревни, поскольку, родившись в сельской местности,  он ощущает себя частью природы: «…В деревне живут

Мать и сын.

Сын потихоньку вырос,

Мать потихоньку смотрела

Пух камышовый бурьяном.

Деревня – это белая лодка,

Мою сестрёнку зовут камыш,

Моя сестрёнка очень красива…», так в своем стихотворении «Деревня», он описал одушевлённый образ деревни, сравнивая её —  то с белой лодкой, то с красивой сестрой и тем автор показал свою неразрывность с природой. Хай Цзы, из  доклада ведущей узнали, что он относился к представителям т.н. туманных поэтов, которые прибегали к аллегориям и другим приёмам в поисках художественных образов. Эксперименты с рифмой и размером, иносказания,  загадочность в формах выражения – всё это дало название «туманная», соответственно приверженцев этого направления называли «туманными поэтами» в современной китайской поэзии. А творчество Хай Цзы стало выдающимся явлением, его поэзия отличалась понятностью и новаторством вкупе с лиричностью, но не соответствовала духу времени и не раз поэт подвергался критике за оторванность от жизни, поскольку власти считали, что он обожествляет природу, в то время как её нужно преобразовывать.  Только после смерти поэта пришло признание, став божеством поэзии своей гениальностью, легендарной жизнью и свободой выражения в своих текстах, обладая неоспоримым поэтическим даром, уподобляясь гениальному поэту древности Ли Бо.

Много интересного услышала из уст Елены Бердниковой аудитория поэтического вечера, состоящая в большинстве своём из литературной студии «Поэтическая горница», представители которой  вместе с её руководителем Светланой Никитиной  и завершили вечер читкой известных стихов выдающихся поэтов эпохи Тан: Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу, поблагодарив докладчицу за интересное путешествие в мир поэзии Китая.


Алексей Тен