«Лучший поэт советской эпохи»
Очередное знакомство с поэтами течения Серебряного века, на сей раз грандиозным по мощи поэтом-футуристом Владимиром Маяковским, провела Гульсара Туктарова, руководитель литературной студии «Лотос» при МБУК «Мир» города Поронайска, 2 октября среди участников поэтического сообщества.
Как всегда интересно, с долей экспрессии и задачей вопросов и ответов себе, подключая аудиторию, Гульсара сообщила, для некоторых слушателей дотоле неизвестные сведения из жизни, несомненно, яркого представителя, одного из зачинателей футуризма в русской авангардной поэзии Владимира Маяковского. Его многогранного таланта в сфере искусства. Маяковский был не только поэтом, но и художником. В начале своего творческого пути, он собирался стать художником и со временем поступил учиться в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, через год после освобождения из заключения на 11месяцев в одиночной камере Бутырской тюрьмы. До этого, ещё в 1909-1010 годах его, ещё подростка, несколько раз арестовывали, когда он работал в подпольной типографии, вступив в партию большевиков. Вначале юного революционера отдали на «поруки» матери, а в последующем посадили уже в тюрьму. Так, в тюрьме он пристрастился к стихотворчеству, начал заполнять тетради с «ходульными и ревплаксивыми» стихами,как выразился сам автор опытов в поэзии. Правда, тетради не сохранились, тюремная администрация их изъяла. Также в одиночной камере тюрьмы, он много читал, думал о новом искусстве с новой эстетикой, отличном от классики. Позже, в художественном училище, познакомившись с Давидом Бурлюком, Маяковский, помимо освоения художественной грамоты, взялся вновь за стихи. Его новые товарищи Велимир Хлебников и Алексей Кручёноых, как и сам Давид Бурлюк, единомышленники авангарда, были все в восторге от новых стихов Маяковского. Авангардные авторы решили объединиться против закоренелости в искусстве. И вскоре образовалась новая группа со своим манифестом «Пощечина общественному вкусу». Так, Маяковский в своей автобиографии «Я сам» признаётся, что: «У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня – пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм». Кстати, чтобы не путать русский футуризм от зарубежных аналогов, с лёгкой руки поэта Велимира Хлебникова «Футуризм» прозвали «будетлянами», в трактовке Маяковского звучит, как «люди, которые будут». «Будетляны», отметали традиционные ценности в искусстве. Представители нового течения в искусстве активно внедряли слово в какое-либо изображение. И в это время зарождалась культура плакатного жанра. Было интересно наблюдать, как поэты делали иллюстраций в рукописных книгах, а художники сочиняли тексты стихов, поскольку каждый из них обладал обоими навыками.
А вы смогли бы?
Я сразу смазал карту
будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
В.
Маяковский
Владимир Маяковский всеядный в творчестве, брался за разные проекты «Левый фронт искусств», некоторое время работал редактором «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», участвовал в рекламные «Окна РОСТА», работал в различных творческих объединениях, он также писал в газеты, выпускал журнал.
Помимо всего прочего, Маяковский обладал талантом во множестве сфер приложения своего дара, соприкасаясь с драматургией, занимаясь режиссёрской и актёрской деятельностью. В 1913 году он написал трагедию «Владимир Маяковский», где сыграл главную роль, поставив сам на сцене, и тем впервые дебютировал в театре. А позже, он увлёкся кинематографом и через год даже снялся в фильме «Драма в кабаре футуристов №13», написав к нему сценарий. Кстати, в 1918 году, вместе, с возлюбленной Лилей Брик снялись в фильме «Барышня и хулиган». Впервые поэт познакомился с Осипом и Лилей Брик в 1915 году, отметив это событие для него, как «радостнейшая дата». С тех пор и до конца жизни, Лиля Брик была для него музой. Он с фанатизмом признавался ей в любви и даже после отказа выйти за него замуж, не переставал любить и посвящал ей стихи.
Отрывок из поэмы «Любовь»
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верно!
В своей бурной и активной творческой жизни, любовь к женщинам не обошла стороной, сыграла в какой-то степени роковую роль. Судьбе было угодно влюбиться в разных женщин, которые по тем или причинам отказывались выйти за него замуж. Во всяком случае, одной из них Веронике Полонской, которую поэт назвал «Невестушкой», в своей предсмертной записке он написал: «Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо». После смерти поэта, Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, решила создать мемориальную комнату, но зачастую натыкалась на бюрократические препоны. Тогда она осмелилась и написала письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину, который в своей резолюции указал, что Маяковский является «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи», её напечатали в газете «Правда». После которого, повсеместно стали издавать произведения Маяковского большими тиражами, а его именем стали называть улицы и площади бывшего Советского Союза.
Как бы то ни было, одна из любимых поэта Элли Джонс (Елизавета Зиберт), переводчица поэта в командировке по США, оставила ему наследницу в лице девочки Хелен Патрисию Томпсон (Елену Маяковскую). Лишь раз в 1928 году, встретившись, с Элли Джонс в Ницце, поэт увидел свою дочь. Фотография дочери хранилась в его московской квартире. «Две милые мои Элли. Я по вам уже соскучился. Мечтаю приехать к вам. Напишите, пожалуйста, быстро-быстро. Целую вам все восемь лет…», объяснился поэт в своем трогательном письме.
В завершении интерактивного действа, Гульсара Туктарова предложила написать его участникам, в форме языка Маяковского стихи, и тем, воздавая дар поэтической личности в истории советской литературы, которого И.В. Сталин прозвал «Лучший поэт советской эпохи».
Алексей Тен