smart

Очередное знакомство с поэтами  течения Серебряного века, на сей раз грандиозным  по мощи  поэтом-футуристом Владимиром Маяковским,  провела  Гульсара Туктарова, руководитель литературной студии «Лотос» при  МБУК «Мир» города Поронайска, 2 октября среди  участников поэтического сообщества.  

Как всегда интересно, с долей экспрессии и задачей вопросов и ответов себе, подключая аудиторию, Гульсара сообщила, для некоторых слушателей дотоле неизвестные сведения из жизни, несомненно, яркого представителя, одного из зачинателей футуризма  в русской авангардной поэзии Владимира Маяковского. Его многогранного таланта в сфере искусства. Маяковский был не только поэтом, но и  художником. В начале своего творческого пути, он собирался стать художником и со временем  поступил учиться в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, через год после освобождения из  заключения на 11месяцев  в одиночной камере Бутырской тюрьмы. До этого, ещё в 1909-1010 годах его, ещё подростка, несколько раз арестовывали, когда он работал в подпольной типографии, вступив в  партию большевиков. Вначале юного революционера отдали на «поруки» матери, а в последующем  посадили уже  в тюрьму. Так, в тюрьме он пристрастился к стихотворчеству, начал заполнять тетради с «ходульными и ревплаксивыми» стихами,как выразился сам автор опытов в поэзии. Правда, тетради не сохранились, тюремная администрация их изъяла. Также в одиночной камере тюрьмы,  он много читал, думал о новом искусстве с новой эстетикой, отличном от классики. Позже, в  художественном училище, познакомившись с  Давидом Бурлюком, Маяковский, помимо освоения художественной грамоты, взялся вновь за стихи. Его новые товарищи Велимир Хлебников и Алексей Кручёноых, как и сам Давид Бурлюк,  единомышленники авангарда,  были все в  восторге от новых стихов Маяковского. Авангардные авторы решили объединиться против закоренелости в искусстве. И вскоре образовалась новая группа со своим манифестом  «Пощечина общественному вкусу». Так, Маяковский в своей автобиографии «Я сам» признаётся, что: «У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня – пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм». Кстати, чтобы не путать русский футуризм от зарубежных аналогов, с лёгкой руки поэта Велимира Хлебникова «Футуризм» прозвали «будетлянами», в трактовке  Маяковского звучит, как  «люди, которые будут». «Будетляны», отметали традиционные ценности  в искусстве. Представители нового течения в искусстве активно внедряли слово в какое-либо изображение. И в это время зарождалась культура плакатного жанра.  Было интересно наблюдать, как поэты делали иллюстраций в рукописных книгах, а художники сочиняли тексты стихов, поскольку каждый из них обладал обоими навыками.

А вы смогли бы?
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
В. Маяковский 

Владимир  Маяковский всеядный в творчестве, брался за разные проекты «Левый фронт искусств», некоторое время работал редактором «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», участвовал в рекламные «Окна  РОСТА», работал в различных творческих объединениях, он также писал в газеты, выпускал журнал.

Помимо всего  прочего,  Маяковский обладал  талантом во множестве сфер приложения своего дара, соприкасаясь с драматургией, занимаясь  режиссёрской и актёрской деятельностью. В 1913 году он написал трагедию «Владимир Маяковский», где сыграл главную роль, поставив сам на сцене, и тем впервые дебютировал в театре. А позже,  он увлёкся кинематографом и через год  даже снялся в фильме «Драма в кабаре футуристов №13»,  написав к нему  сценарий.  Кстати, в 1918 году, вместе, с возлюбленной  Лилей Брик снялись в фильме «Барышня и хулиган». Впервые поэт познакомился с Осипом и Лилей Брик в 1915 году, отметив это событие для него, как  «радостнейшая дата». С тех пор и до конца жизни, Лиля Брик была для него музой. Он с фанатизмом признавался ей в любви и даже после отказа выйти за него замуж, не переставал любить и посвящал ей стихи.  

Отрывок из поэмы «Любовь»

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

клянусь –

люблю

неизменно и верно!

В своей бурной и активной творческой жизни, любовь к женщинам не обошла стороной, сыграла в какой-то степени  роковую роль. Судьбе было угодно влюбиться в разных женщин, которые по тем или причинам отказывались выйти за него замуж. Во всяком случае,  одной из них Веронике Полонской, которую поэт назвал «Невестушкой», в своей предсмертной записке он написал: «Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо». После смерти поэта, Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, решила создать мемориальную комнату, но зачастую натыкалась на бюрократические препоны. Тогда она осмелилась и написала письмо  Иосифу Виссарионовичу Сталину, который в  своей  резолюции указал, что Маяковский является «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи», её напечатали  в газете «Правда».  После которого, повсеместно стали издавать произведения Маяковского большими тиражами, а его именем стали называть улицы и площади  бывшего Советского Союза.

Как бы то ни было, одна из любимых поэта  Элли Джонс (Елизавета Зиберт), переводчица поэта в командировке по США, оставила ему наследницу в лице девочки Хелен Патрисию Томпсон (Елену Маяковскую). Лишь раз в 1928 году, встретившись,  с Элли  Джонс в Ницце, поэт увидел свою дочь. Фотография дочери хранилась в его московской квартире.  «Две милые мои Элли. Я по вам уже соскучился. Мечтаю приехать к вам. Напишите, пожалуйста, быстро-быстро. Целую вам все восемь лет…», объяснился поэт в своем трогательном  письме.

В завершении интерактивного действа, Гульсара Туктарова предложила написать его участникам, в форме языка  Маяковского стихи, и тем, воздавая дар поэтической личности в истории советской литературы, которого И.В. Сталин прозвал «Лучший поэт советской эпохи».

Алексей Тен