Верный служитель живописи
Преданный служитель живописи
В Курганском областном художественном музее открылась, приуроченная к 80-летнему юбилею выставка, экспозицию которую составили более 100 работ замечательного художника Михаила Булгакова. Подивиться мастерством, окинуть свежим взглядом живописные наработки мастера и отдать дань светлой памяти недавно ушедшего из жизни автора изумительных этюдов, осчастливили своим присутствием родные, друзья, коллеги по профессиональному цеху.
Действительно, художник реалистического направления в изобразительном искусстве, работая преимущественно на пленэре, писал этюды, обладающие, если провести параллель с музыкальным искусством, всеми качествами подлинного искусства подобно великолепным этюдам Фредерика Шопена, которые не уступают по силе воздействия самостоятельным произведениям, другими словами, этюды имеют художественную самоценность наряду с самими произведениями. В этом смысле Булгаковские этюды в живописи сродни этюдам Шопена в музыке. И неспроста, в одном из картин, технически выписанном натюрморте «Посылка от мамы», мы видим на заднем плане с правой стороны чёткий профиль с надписью Шопен, а с левой – картину Саврасова «Грачи прилетели», показывающие пристрастие художника. Две музы – живопись и музыка, были вечными спутниками Михаила Булгакова. Это произведение, своего рода, автопортрет художника.
Среди нас жил человек удивительной художественной культуры без оглядки на провинциальность. Пафосность не лишне, думается, к месту. В суете времени мы порой не замечаем, что есть люди, составляющие гордость не только местности, в которой они проживают, но в целом, страны. Так повелось, что настоящие, в смысле беззаветно преданные искусству люди, обычно просто занимаются своим любимым делом изо дня в день, радуясь или огорчаясь плодами своей деятельности. Конечно, в артистической среде есть личности харизматические, заявляющие о себе громко, но много и тех, которые незаметно проявляют своё, быть может, недюжинное творческое кредо. И среди этих людей, наш герой – тёзка знаменитого писателя, автора нашумевшего романа «Мастер и Маргарита».
На вечере памяти, длившемся порядка двух часов, многие знавшие графика и живописца вспоминали тёплым словом о нём, восхищаясь не только его несомненным колористическом даром, но и как разносторонне одарённом и просто хорошем человеке. Действительно, по воспоминаниям научного сотрудника, искусствоведа и художника Ольги Луцко – куратора данной выставки, Михаил Булгаков умел передавать красоту природы в самых обычных вещах, «трудноуловимые состояния природы – его конёк…». Кстати, с одной точки пространства он мог сделать более 60 разных видов, тонких состояний природного ландшафта. Помимо живописи у художника были и многие другие увлечения, к примеру, он обладал даром писать интересные письма, напоминающие словесные художественные произведения, увлекался поэзией и наделённый отличной памятью мог наизусть продекламировать многие стихи известных поэтов. Оказывается, к тому же он обладал и музыкальной способностью, мог петь, но среди узкой компании друзей (стеснялся выступать среди широкой аудитории), продемонстрировать своё вокальное мастерство. Может потому, по признанию коллеги и его друга Народного художника России Германа Травникова, именно от Михаила Булгакова и «заразился» пением его собрат по искусству Александр Петухов, тоже, обладавший музыкальным даром, к сожалению, покинувший в мир иной в довольно молодом возрасте.
В пространной речи, Герман Травников поделился завораживающими рассказами из жизни своего друга. Вначале, процитировал любимое выражение мастера: «Созерцание красоты через живопись», и, подчеркнул, что в работах преобладает сдержанность: «его живопись вся на полутонах», внутренняя собранность, отсутствует стремление поразить яркими, сочными цветосочетаниями, в целом, характеризующие подлинные живописные качества. Михаил и в жизни также следовал этим принципам. Внешне не выделялся, хотя был аккуратным, доброжелательным и спокойным, во всём порядочным и обязательным. К примеру, небезынтересный, в некотором роде досадный случай, произошёл с ним в геологоразведочной экспедиции, когда, ожидая встречи бригады геологоразведчиков, как работник этой службы, он приготовил к определённому сроку место для их приёма. Но геологи не приехали в тайгу в назначенное время. Так что Михаилу пришлось жить среди медведей и опасностей, подстерегающего человека в глуши в течение целого месяца. Было, конечно, не по себе. Однако он выдержал экзамен!
Выступившая на выставке коллега, член Союза художников России Надежда Щетинина рассказала о своих взаимоотношениях с художником во время работы на пленэре. Булгаков не любил и не мог работать, когда за ним наблюдают, особенно в моменты, когда установлена некая духовная связь художника с объектом отображения и лишний взгляд просто неприемлем для него, а чета художников Щетининых, гонимые любопытством, всё норовили проследить ход работы живописца. Однако им этого не удавалось, поскольку, почувствовав сторонний взгляд, Булгаков уходил незаметно куда-то в иные места.
Вот эти небольшие фрагменты из жизни художника, прослушанные из рассказов, знавших и близко соприкасавшихся с ним людей, дали посетителям выставки представление о человеке и творце.
В наше время, по словам Германа Травникова, очень мало преданных живописи в её изначальном существе, художников, и тем горше, что уходят в мир иной такие художники, как не доживший до своего 80-летия, до своей юбилейной триумфальной персональной выставки, художник Михаил Булгаков.
Светлая память ЧЕЛОВЕКУ и МАСТЕРУ!
Алексей Тен