1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 19 21 22 23 24

 

Преданный служитель живописи 

 

В Курганском областном художественном музее открылась, приуроченная к 80-летнему юбилею выставка, экспозицию которую составили более 100 работ замечательного художника Михаила Булгакова. Подивиться мастерством, окинуть свежим взглядом  живописные наработки мастера и отдать дань светлой памяти недавно ушедшего из жизни  автора изумительных этюдов,  осчастливили своим присутствием родные, друзья, коллеги по профессиональному цеху. 

Действительно, художник реалистического направления в изобразительном  искусстве, работая преимущественно на пленэре, писал  этюды, обладающие, если провести параллель с музыкальным искусством,  всеми качествами подлинного искусства подобно великолепным этюдам Фредерика Шопена, которые не уступают по силе воздействия самостоятельным произведениям, другими словами,  этюды имеют художественную самоценность наряду с самими произведениями.  В этом смысле Булгаковские  этюды в живописи сродни этюдам Шопена в музыке. И неспроста, в одном из картин, технически выписанном натюрморте «Посылка от мамы», мы видим  на заднем плане с правой стороны чёткий профиль с надписью Шопен, а с левой – картину Саврасова «Грачи прилетели», показывающие пристрастие художника. Две музы – живопись и музыка, были вечными спутниками Михаила Булгакова. Это  произведение, своего рода,  автопортрет художника.

Среди нас жил человек удивительной художественной культуры без оглядки на провинциальность. Пафосность не лишне, думается, к месту. В суете времени мы порой не замечаем, что есть люди, составляющие гордость не только местности, в которой они проживают, но в целом, страны. Так повелось, что настоящие, в смысле беззаветно преданные искусству люди, обычно просто занимаются своим любимым делом изо дня в день,  радуясь или огорчаясь плодами своей деятельности. Конечно, в артистической  среде  есть личности харизматические, заявляющие о себе громко, но много и тех, которые незаметно проявляют своё, быть может, недюжинное творческое кредо. И среди этих людей, наш герой – тёзка знаменитого писателя, автора нашумевшего романа «Мастер и Маргарита».

На вечере памяти, длившемся порядка двух часов, многие знавшие графика и живописца вспоминали тёплым словом о нём, восхищаясь не только  его несомненным  колористическом даром, но и как разносторонне одарённом и просто хорошем человеке. Действительно, по воспоминаниям  научного сотрудника, искусствоведа и художника Ольги Луцко – куратора данной выставки, Михаил Булгаков умел передавать красоту природы в самых обычных вещах, «трудноуловимые состояния природы – его конёк…». Кстати, с одной точки пространства он мог сделать более 60 разных видов, тонких состояний природного ландшафта. Помимо живописи у художника были и  многие другие увлечения, к примеру, он обладал даром писать интересные письма, напоминающие  словесные художественные  произведения, увлекался поэзией и наделённый отличной памятью мог наизусть продекламировать многие стихи известных поэтов. Оказывается, к тому же он обладал и музыкальной способностью, мог петь, но среди узкой компании друзей (стеснялся выступать среди широкой аудитории), продемонстрировать своё вокальное мастерство. Может потому, по признанию коллеги и его друга Народного художника России Германа Травникова, именно от Михаила Булгакова  и  «заразился» пением его собрат по искусству  Александр Петухов, тоже, обладавший музыкальным даром,   к сожалению, покинувший в мир иной в довольно молодом возрасте.

В пространной речи, Герман Травников поделился завораживающими рассказами из жизни своего друга.   Вначале, процитировал любимое выражение мастера: «Созерцание красоты через живопись», и, подчеркнул, что в  работах преобладает сдержанность: «его живопись вся на полутонах», внутренняя собранность, отсутствует стремление поразить  яркими, сочными цветосочетаниями, в целом, характеризующие подлинные живописные качества. Михаил и в жизни также следовал этим принципам. Внешне не выделялся, хотя был аккуратным, доброжелательным и  спокойным, во всём порядочным и обязательным. К примеру, небезынтересный, в некотором роде досадный случай, произошёл с ним в геологоразведочной экспедиции, когда, ожидая встречи бригады геологоразведчиков, как работник этой службы, он приготовил  к определённому сроку место для их приёма.  Но геологи не приехали в тайгу в назначенное время.  Так что  Михаилу  пришлось жить среди медведей и опасностей, подстерегающего человека в глуши в течение целого месяца. Было, конечно, не по себе.  Однако он выдержал экзамен!

Выступившая на выставке коллега, член Союза художников России Надежда Щетинина рассказала о своих взаимоотношениях с художником во время работы на пленэре. Булгаков не любил и не мог работать, когда  за ним наблюдают, особенно  в моменты, когда установлена некая духовная связь художника с объектом отображения и лишний взгляд просто неприемлем для него, а чета художников Щетининых, гонимые любопытством, всё норовили проследить ход работы  живописца. Однако им этого не удавалось, поскольку, почувствовав сторонний  взгляд, Булгаков уходил незаметно куда-то в иные места.

Вот эти небольшие фрагменты из жизни  художника, прослушанные из рассказов, знавших и близко соприкасавшихся с ним людей, дали посетителям выставки представление  о человеке и творце.

В наше время, по словам Германа Травникова, очень мало  преданных живописи в её изначальном существе,  художников,  и тем горше, что уходят в мир иной такие художники, как не доживший до своего 80-летия, до своей юбилейной триумфальной персональной выставки, художник Михаил Булгаков.

 

Светлая память ЧЕЛОВЕКУ и  МАСТЕРУ!

 

 

 

 Алексей Тен