В рамках виртуальной филармонии 25 ноября в зале Курганской областной библиотеки им. А.К. Югова,  почитатели живого слова смогли насладиться выступлением  народного артиста РФ Александра Филиппенко на моноспектакле  «В поисках живой души».

Выступление знакового артиста в режиме онлайн транслировалось из концертного зала им. П.И. Чайковского Московской государственной филармонии.

В довольно просторном зале на первом этаже библиотеки, было немноголюдно. Быть может, пришли только те, которым интересно услышать мастера, актёра высшей пробы. Среди разновозрастных лиц, особенно выделялась  группа  молодых людей: девушек и парней, может будущих артистов разговорного жанра, либо, мечтающих стать поэтами или писателями.  Скажем, собрались заинтересованные люди – профильно-целевая аудитория. Потому многие досидели до окончания виртуального моноспектакля, длившегося порядка двух часов, и, думается, получили заряд энергии, исходившей от артиста, которому подвластно удивительное перевоплощение, входя в образы своих персонажей. Так, в первом отделении (концерт состоял из двух частей) зрители услышали вхождение в поэзию Сергея Есенина, в нить которой органично  вплелась известная песня «Не Жалею, Не Зову, Не Плачу» на стихи поэта в трогательном исполнении грузинского ансамбля «Орера» — музыкального оформления известного стихотворения поэта. Рассказывая в целом о поэзии, Александр Филиппенко изрёк мысль о главенстве роли читателя, для которого и  пишутся книги: «На лошадях не писатели, а читатели…». При этом артист ссылался на  творчество известных литераторов. Так с его уст  прозвучали  поэтические строки Бориса Пастернака: «Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник, у времени в плену», поскольку артист считает, что он в «плену» у  великих поэтов и писателей: Аверченко, Зощенко, Булгакова, Аксёнова, Жванецкого, Высоцкого, Довлатова, Окуджавы, Левитанского: «Когда молчит благая весть

и всё во мрак погружено,

хвала Всевышнему, что есть

в ночи горящее окно…»  с вышеупомянутым Пастернаком, которые связывают,  целую эпоху. А вплетение в нить спектакля имён прозаиков Андрея Платонова, Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Юрия  Домбровского – жертв политических репрессий с Николаем Гоголем – как  историческая предопределённость и связи непростыми  временами. Небезосновательно второй акт спектакля почти полностью отдан произведению Николая Гоголя «Мёртвые души» в интерпретации  нашего современника, лицедея Александра Филиппенко. И не зря артист озаглавил свой спектакль в прямом и переносном смысле именно «В поисках живой души», взяв название книги признанного гоголеведа Юрия  Манна, посвящённой «Мёртвым душам» великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя – это почти невозможное  пожелание автора постановки придти  к светлым источникам в природе людей, «живой  душе».

 

Алексей Тен