В поисках смысла…
***
Свет в полумраке.
Тексты: стихи и проза.
Откровения.
Т.Ч.Х.
В тускло освещённом, полуподвальном помещении здания Курганского университета, напоминающем катакомбу, в честь 15-летия своего литературного творчества, прошло представление двух, влюбленных в слово и друг в друга, людей – относительно молодых, креативных и довольно известных в культурных кругах Зауралья Валентина Андрюшина и Ольги Ингуз – студийцев творческой мастерской Виктора Потанина. В костюмированных, по случаю, облачениях (цилиндры на головах) они держали целевую аудиторию в предвкушении чего-то явно не консервативного, во всяком случае, не стандартного в литературном ремесле.
И, действительно, надежды слушателей неким образом оправдались. Выступление литературной четы: Валентина Андрюшина и Ольги Ингуз соответствовало ожиданиям слушателей, и было встречено с нескрываемым проявлением эмоции в виде аплодисментов и шквала разнородных вопросов к ним: обычных, но, тем не менее, интересных, касательно жизни и творческого процесса.
В ответах к аудитории, состоявшей в основном из студентов и преподавателей университета, обнаружился знание предмета литературы у героев презентации. И этого стоило ожидать. Как всякие пишущие молодые люди, притом, подкреплённые филологическим образованием, имеющие соответствующий запас знаний, позволило им дать развёрнутые ответы на вопросы с мест.
Желая найти свою нишу в писательской стезе, они, как сталкеры (знатоки опасных объектов и территорий, проводники, слово, придуманное писателями — фантастами братьями Стругацких), продвигаются по неизведанным и не всегда, приносящим удачу, но, тем не менее, увлекаемой дороге, исследуя территорию литературы. К слову сказать, и в прямом смысле – они любители пробираться и исследовать неизвестное. Небезынтересно в этом смысле опус Валентина Андрюшина «Сталкеры тают в тумане»: «Мы – сталкеры, и идём туда, откуда ушли люди. Ржавчина, грязь не испугают нас. Мы больше не цифры в общем логе…» и дальше: «Ищем себя в катакомбах. Завтракаем консервами на крышах брошенных зданий. Не боясь оступиться, ходим по краю, фотографируя друг друга». И этот путь освещает Любовь: нескрываемая, великая сила, дающая возможность для раскрытия своего потенциала, когда: «Она продолжала смотреть мне в душу, и тогда я понял: Она – это Ты». И как итог: «Теперь мы любим друг друга, а всё вокруг просто исчезает. И пока мы любим – мы вместе, а пока мы вместе – мы бессмертны… И вот уже третий десяток жизней я люблю Тебя!». Эти слова признания автора новеллы «Хель – Бастет» Валентина Андрюшина, посвящённой к своей возлюбленной, супруге Ольге Ингуз. Кратко, но как ёмко! Невообразимое сочетание двух разных мифологии: скандинавской Хель – богини подземного царства мёртвых и Бастет – древнеегипетской богини любви, радости, веселья, праздников уже в самом названии опуса Валентина Андрюшина – как поиск в лабиринте слов, сочетаний, текстов. Тексты, тексты, сплошные тексты в поисках смысла в пространстве жизни и литературы, в частности!
Если в писаниях Валентина Андрюшина преобладают прозаические тексты, вдумчивые, серьёзные, наполненные философским подтекстом (истоки творчества восходят от Евгения Замятина – зачинателя романа-антиутопии), то у Ольги Ингуз более, на мой взгляд, реалистически осязаемые, как прозаические, так и поэтические опусы, например, в стихотворении «Святое с грешным»:
Мой брат — священник
Стал атеистом,
Однажды снял рясу –
И ушёл, словно кот,
Окружённый свистом.
Есть у супругов вещи совместного действия с другими писателями и между собой, как озаглавленный на компьютерный манер, опус: «Семейное. doc», где плавно, незаметно ведётся рассказ в форме фантасмагорий, своеобразные, предполагающие игру, метаморфозы: превращение человека в кошку: «Каждый раз мы приходим на заброшенные места в образе людей. Открываем консервы, бросаем рюкзаки, одежду, гаджеты – и становимся зверьми. Сегодня вот – кошки. Это хорошо – кошки быстры, грациозны, подвижны, но слабы: от собаки или человека придётся убегать, а не сражаться. Но время суток располагает – в столь ранний час может попасться только ретивый рыбак, да мы ему неинтересны – ни как люди, ни как кошки. Его волнует только улов в рыбном эквиваленте, да водка в качестве подогрева».
Изысканность, вкупе с неожиданными поворотами, но глубиной проникновения в образы, в коей мере дали повод заговорить о существовании в Кургане филологов – литераторов нестандартного мышления.
А бережное, любовное отношение к слову – притягательные черты литературного творчества в поисках смысла…
Так пожелаем:
***
Ингуз, Андрюшин-
Союз филологов, да,
Дружная семья,
достойного восхождения на литературный олимп! Удачи вам, и счастья, а поддержкой пусть будет всепроникающая взаимная любовь друг к другу!
Алексей Тен