Под названием «Царь леса Иван Шишкин» со 2 октября по 14 ноября 2019 года в  Курганском КВЦ работала выставка подлинных этюдов  известного русского художника-передвижника Ивана Ивановича Шишкина. Четыре полотна из коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения удалось показать публике Кургана, при спонсорской поддержке местного отделения Сбербанка.
 
Об этом сообщила в завершающий день показа, научный сотрудник КВЦ, ведущий лектор  Елена Бердникова. В ёмком сообщении, вместившем довольно большой отрезок информации жизнетворчества великого русского живописца-пейзажиста Ивана Шишкина, ключевым моментом лектора стало её высказывание о том, что художник явился первопроходцем в пейзажной живописи, в том смысле, что «изучил природу так, как ни один пейзажист не делал до него…». Представленные четыре работы мастера: «Камни на острове Валаам», «Ели, освещённые солнцем», «Родник в лесу », «Часовенка, освещённая солнцем» — это небольшого размера, ранее неизвестные широкому зрителю этюды, выполненные в разные периоды творчества художника-передвижника Ивана Шишкина. Художники-передвижники – это  художники, вышедшие из стен Академии в знак косности в образовании и создавшие группу единомышленников во главе с Иваном Крамским, провозгласившие свободу в творчестве. Елена Бердник, в контексте творческого периода мастера рассказала зрителям об истории каждого из представленных малоизвестных этюдов в зале КВЦ, с упоминанием отличия этюда – предварительной работы на пленэре, в то же время, имеющим самостоятельную ценность искусства  от полновесного пейзажа-картины. Среди них,  широко известные полотна: «Рожь», «Утро в сосновом лесу» в соавторстве с Константином Савицким, «Корабельная роща» и многие  другие произведения художника.  Так: «Камни на острове Валаам» относится к самому раннему периоду в творчестве художника, он написан в 1858 году, когда Шишкин учился в Императорской академии художеств во время поездки  на пленэр в Валаам, куда, кстати, приезжали многие деятели культуры. Соседний с ним по расположению в экспозиции выставки, этюд «Ели, освещённые солнцем» написан в 1879 году, когда художник стал уже  известным, профессором Академии художеств и  его работы начали приобретать сам император Александр и  меценат Сергей Третьяков. Следующая работа – этюд «Родник в лесу» написан маслом на картоне в 1892 году. Этот хорошо закомпонованный этюд получен Тюменским музейно-просветительским объединением в 1960 году из министерства культуры РСФСР. И, завершающая экспозицию, этюд «Часовенка, освещённая солнцем»,  выполненная на картоне маслом во второй половине 19 века, также получен из министерства культуры РСФСР в 1960 году. В этом светлом этюде, художником замечательно переданы  разнообразие сложных оттенков зелёного цвета кроны сосен, их стволов,  и всё окружение, находящиеся  под лучами солнца. В аннотации к этой работе говорится: «Путник всегда встречал на торных тропах и дорогах часовни, которые так и назывались «путевые»: помолившись,  легче было продолжать путешествие. На этюде лес словно обнимает часовенку и  путника». Так и мы, любители и ценители пейзажного творчества продолжим путь в чудесную страну искусств под названием Шишкин!
 
 
 
 
Алексей Тен