P1140305

 

 

 

 

 

Сontemporary art или современное искусство. Что оно означает? Об этом и поведала, приехавшая из  Санкт-Петербурга с просветительской миссией, куратор и практик по современному искусству Валентина Секисова, обращаясь к слушателям,  в большинстве из которых студенты – культурологи.  Живая, не формальная заумная лекция, прошла в светлом помещении читального зала новой библиотеки Курганского государственного университета.

Новое светлое здание и новое,  для большинства курганцев неизведанное искусство…

 

Обозначенная тема выступления: «Основные формы и направления в современном искусстве» была подана аудитории зала эмоционально,  с подобающей молодому возрасту энергией. Как и само, во многом проблематичном явлении  культуры,  в котором просматривается своего рода  симбиоз различных видов искусств, включая  литературу, музыку, архитектуру под названием contemporary art (современное искусство).

На примерах признанных творцов, наших современников, известных во всём мире художников, как Илья Кабаков, Марина Абрамович, Йозеф Бойс, Пётр Белый, Миша Мост и других, Валентина  Секисова сделала широкий обзор, раскрывая сути новоявленных для многих курганцев понятий: медиа/видео арт, Science Art (научное искусство) и форм, существующих и развивающихся по мере выдвижения различных идей в области акционизма (стремления стереть грань между искусством и действительностью, художник становится субъектом или объектом художественного произведения), перфоманса (произведение составляет действия художника или группы в определённом месте и в определённое время), инсталляции (пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое),  граффити (любой вид уличного раскрашивания стен).

Понятие contemporary artовременное искусство) гораздо шире, это не  просто искусство, оно – как явление самой жизни, и, чтобы идентифицировать художественный акт как произведение искусства, должно быть воспроизведение смерти самого искусства.

Если вспомнить прошлое,  «искусство с самого начала было концом искусства,  любое произведение искусства в современную эпоху (современную в смысле пост-гегелевскую) не изображает ничего иного как конец искусства. Это то-же самое как инсценирование страстей Христовых, возможность которого открывается только после того, как Бог умер. То есть только смерть искусства открывает нам возможность художественной практики».  В этом смысле, свобода самовыражения, позволяющая взглянуть на мир иначе,  открыто и правдиво, дабы открыть новые горизонты в устоявшемся  положении вещей – основополагающие черты в творческом процессе,  и является основой, мерилом  для современного искусства. Яркий тому пример – творческая судьба художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога,  полная лишении и безвестности, непонятого его современниками.

Новое всегда настораживает и нередко  отторгается. Как в случае с Ван Гогом, только время даст оценку. А нынешнее современное искусство, находящее в постоянном процессе,  в котором больше вопросов, чем разрешений.  И потому лекция, прочитанная, вернее, проговоренная куратором  и практикующим художником на платформе современного искусства, была довольно познавательной и интересной. Валентина Секисова  незаметно для присутствующих продемонстрировала одну из форм современного искусства: Паблик арт (форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры в общественном пространстве), предполагающая  коммуникацию со зрителем, т.е. неподготовленному, пришедшему на мероприятие, предложила вступить с ней в диалог по проблемам современного искусства, являющаяся в данном случае, экспонентом художественной акции.  Во всяком случае, Секисовой  это удалось…

 

 Алексей Тен