С трепетом пишу
Картину жизни, ища
Смыслы бытия.
Т. Ч. Х.
 
В погожий осенний день 8 октября с.г. в Курганской городской библиотеке им. В. Шукшина, прошла по инициативе дочери художника Ольги Рыжовой  выставка-воспоминание одного из старейшин Зауральской живописи Виктора Зыкова, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Представленные полотна мастера свидетельствуют в той или иной мере элементы стилистики работ направления в искусстве конца 1950-х начала 1960-х годов, под названием «Суровый стиль»: изображения элементов фигур, в которых обобщены и лаконичны. Основой выразительности  служили большие плоскости цвета и линейные контуры фигур.
 
При содействии руководства, в лице заведующей библиотекой Татьяны Кокшаровой, в память о своем отце к 90-летнему юбилею художника, его дочь Ольга Рыжова – поэт и журналист, смогла преподнести своеобразный подарок, предложив выставку произведений своего отца в стенах библиотеки. И зал на некоторое время превратился в некую картинную галерею.
Небольшое помещение библиотеки, естественно не могло вместить большое наследие мастера, тем не менее, даёт некоторое представление о творчестве художника. Выпускник Алма-Атинского художественного училища, он,  так или иначе,  впитывал новые веяния в современном изобразительном искусстве. В конце 50-х годов, когда Виктор Зыков учился в художественном  училище,  господствовало направление молодых художников «Суровый стиль», прозванный с лёгкой руки искусствоведа и критика А. Каменского  в рамках существующего в то время  официального течения «Соцреализм». И естественно не могло  пройти мимо  новое веяние через творчество студента художественного училища.  Мастера этого течения воспевали судьбы современников, их энергию, героику трудовых будней. Характерной особенностью искусства  того времени было тяготение к монументализации жизненных впечатлений. Вспомним хотя бы имена ярких мастеров и их известных полотен: «Строители Братска» Виктора Попкова, «Портрет композитора Кара Караева» Таира Салахова, «Следы войны» Гелия Коржева, «Плотогоны»  Николая Андронова и  других.  До того, навязанная официальной властью течение «Соцреализма», в котором главенствовала тематическая картина, художники «Сурового стиля» обратились просто к жанрам портрета, пейзажа, натюрморта, занимающим в иерархии искусства её «низшую» ступень и не представляли оппозицию официальному  направлению «Соцреализма».
Так, рассматривая и любуясь многими яркими работами Виктора Зыкова, зритель словно оказывался с одной стороны в пространстве  времени эпохи «Сурового стиля» в изобразительном искусстве, а с другой – во времена, когда  в стране  господствовала коммерциализация во всех сферах жизнедеятельности людей,  не миновавшем и изобразительное искусство. Когда многие художники в сложные времена 90-х годов, вынуждены работать либо по социальному заказу, либо, чтобы выжить физически,  писали  на заказ в угоду потребностям клиентов. 
На юбилейном вечере, с трепетом поделилась с аудиторией зала о непростой жизни и творчестве своего папы дочь художника, Ольга. Призналась, что многое в поступках и характере папы она не воспринимала, расстраивало его причуды и в то же время, гордилась  разносторонностью в делах, будучи «мастером на все руки» и увлечениях: писал стихи, соблюдая рифмы и другими элементами стихосложения, играл на гитаре. Сохранился до сих пор, изготовленный собственноручно необходимый предмет (стульчик) для работы на пленэре, которым он пользовался повсеместно и дома.
А приглашённая на юбилейный вечер художника Виктора Зыкова, известный искусствовед Курганского областного художественного музея Любовь Кочарина в пространном рассказе прошлась по истории искусства, устанавливая некий мост между знаменитыми художниками прошлых эпох, русского авангарда (при этом, упомянула имя автора «Черного квадрата»  Казимира Малевича и его вклада в современное искусство),  и художником провинции Виктором Зыковым.
В завершение встречи, заведующая библиотекой Татьяна Кокшарова поблагодарила  искусствоведа Любовь Кочарину за интересный экскурс в историю изобразительного искусства,  всех немногочисленных любителей живописи и продекламировала стихотворение Булата Окуджавы о художниках «Живописцы»:
 
Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти словно листья.
Словно листья,
словно листья к ноябрю.
 
Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.
 
Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось!
Вы рисуйте, вы рисуйте,
вам зачтется…
Что гадать нам:
удалось — не удалось?
 
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, нашу зиму и весну…
Ничего, что мы — чужие.
Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.
 
 
 
 
Алексей Тен
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
  smart
smart
smart
smart
smart
smart
smart
smart
smart
smart