Друзья! Предлагаю вам свой материал «Эстетика схемы», написанный ещё в (1998-2001) гг.

 

ПРИНЦИПЫ ТРЕУГОЛЬНИКА В ИСКУССТВЕ
На сегодняшний день изобразительное искусство, как один из видов творчества синтезируется с другими видами искусства: музыкой, архитектурой, и даже элементы литературы можно увидеть в произведениях современных художников.
Новые формы современного искусства трудно вписываются в традиционные рамки, но в тоже время нельзя отрицать, что данное явление не искусство. Произведение сделал человек-творец, художник, вложив в него определенный замысел, идею и поэтому на лицо
присутствие элементов изобразительного искусства, являющиеся одним из главных критериев искусства. Для того, чтобы состоялось произведение искусства, художник, как и прежде, должен решить три задачи:
1) передача эмоций, ощущения, иначе говоря, создание энергетики произведения,
2) мастерство исполнения (оно желательно но, но не обязательно)
3) наличие идеи.
Конечно, разделение условно, оно сделано для простоты разбора, на самом деле они неразрывно связаны между собой. И все же число 3 (перечисленные выше задачи) оказывает магическое действие на разум человека. Это и понятно, ибо число 3 особенно приемлемо по отношению деятельности, происходящей именно на планете Земля, оно начало, проявляется, как только появился на свет человек. Сначала он рождается, затем живет, после уходит из жизни. И так вечно. Это незыблемый закон, которому следуют все живые существа, населяющие Землю. В жизни человека число 3 можно встретить
во многих ипостасях: земля, небо и человек, настоящее, прошлое и будущее, триединство веры, надежды и любви, также 3 символизирует поиск человеком своего смысла в мире, смысла вещей и событий. В христьянстве — это символ Троицы, на востоке — это Инь, Ян и среднее начало Дэн.
В живописи 3 основных цвета, которые нельзя получить смешением: желтый, красный, синий, но смешивая их можно получить весь спектр цветов радуги. Принцип золотого сечения, на котором построены все законы композиции. И так как число 3 является основополагающей мерой земного бытия (рождение, жизнь, смерть), то за основу при
исполнении картин можно использовать геометрический элемент треугольник. Варьируя его, выстраиваем различного рода комбинации, композиции. ТРЕУГОЛЬНИК — это знаковая фигура, означающая не столь геометрический элемент, а элемент, выражающий все многообразие земного бытия. Также можно сказать о трех геометрических фигурах:
ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ и КРУГ, из которых вытекают различные варианты элементов. К примеру, фрагмент треугольника можно увидеть в трапеции, квадрата — в прямоугольнике, круга в овале, элипсе и т. д. А если перевести три основополагающие фигуры в объем, то мы имеем соответственно: пирамиду, куб и шар. Усложняя эти основные, объемные фигуры можно получить бесконечное множество невообразимых плоскостей. Как и в музыке. Имея всего семь нот (каждая, из которой в отдельности ничего не представляет), путем определенных комбинаций, как-то: сочетанием нот, включая ритм, размер, паузы и т. д., можно получить мелодию — основу (скелет) любого музыкального произведения.
Выше изложенные примеры дают понять, что на Земле все взаимосвязано, есть определенный порядок вещей. И художник, имея перед собой три геометрические фигуры: КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК и КРУГ — инструментарий для выражения новых идей, мыслей,
чувств, ощущений, фантазий и т.д. и т.п. создает определенный образ.

НАЧАЛО К ВЕРТИКАЛИ
Если представить себе крест, то его горизонтальная часть, думается, вспахана многими поколениями художников, а вертикальная — непроторенная тропа.
ГОРИЗОНТАЛЬ — это объективная земная реальность, все его внешние атрибуты, накопленные веками, а ВЕРТИКАЛЬ — непознанная вселенная, космос души, которых хочется понять, осмыслить. Вся сложность художника, который готов пойти по вертикали заключается в отсутствии ориентира и поэтому приходится пользоваться земным инструментарием, данный, однако, свыше: ТОЧКА, ЛИНИЯ и на этой основе бесчисленное множество различных фигур. В принципе ТОЧКА и ЛИНИЯ одного порядка, они определяют пятно: ТОЧКА — круглое пятно и поэтому имеет определенность, завершенность, а ЛИНИЯ — пятно, имеющие по вертикали границы, а по горизонтали не имеет ни начала, ни конца. Можно утверждать об идентичности ЛИНИИ и ПЯТНА. Пятно — сгусток линий.
Задача художника заключается в замыкании линии, где это нужно, или оставить ее нетронутой, понимая, что все в мироздании относительно. И так, как все живое и не живое на Земле состоит из воображаемой линии, то и произведения появляются в процессе нанесения на какую-либо плоскость материала (бумага, холст и т.п.). Спонтанность линии, которые затем художником воображается, анализируется и приводится (если того требуется) к определенному порядку, согласно первоначально заданной идее или идея появляется в процессе нанесения линии и воображения.

ЭСТЕТИКА СХЕМЫ
Всякое искусство, — по выражению немецкого художника экспрессиониста Эмиля Нольде, абстрактно. Только природа не абстрактна, ибо она не искусство. Если природу рассматривать как объект, материал для создания произведения, которое возникает в процессе абстрагирования
природы художником. Поэтому деление искусства на реалистическое и абстрактное представляется проблематичным. Все дело в техническом воплощении, в умении расшифровать язык произведения, касаемо так называемых работ абстрактного толка, в которых геометрические фигуры или формы могут поведать о многом, если суметь разгадать их смысл. Взять, к примеру, реалистический портрет, то тут тоже приходится разгадывать. Однако, в отличие от абстракции перед глазами как бы реальный объект и его даже труднее расшифровать, ибо то, что скрыто внутри портретируемого сложно угадать, хотя на первый взгляд куда проще составить образ, работая со знакомым материалом, которого видишь воочию, чем какие — либо непонятные цветовые пятна, геометрические фигуры и т.п. С другой стороны, эти знаки менее завуалированы. Зная язык символов, которым пользуется художник проще и главное точнее разгадать смысл, суть произведения, что является критерием, т.е. отношения художника к окружающему его миру: красотой и безобразием, удивлением, всякого рода чувствами и т.д., где внешняя сторона (радующая глаз красота) играет не столь важную роль, нежели красота скрытая внутри.
Например, чертеж или схема какого-либо сооружения вряд ли может дать представление о его подлинной красоте, если не знаешь их условного языка. Возьмем другой пример из области медицины: аппарат доктора Илизарова, гениальный по своей простоте, многофункциональный. На первый взгляд, он вызывает гнетущее, противоестественное состояние (представьте себе металлическое кольцо со спицами, которыми протыкают на живую человеческую плоть). Но невидимые взору процессы, происходящие в организме, удивляют, впору восхититься. Мертвая, казалось бы, кость растет, развивается, приобретая нужную форму, т.е. суть аппарата прекрасна, хотя внешне одетый на тело человека он вызывает пугающее ощущение. Конечно, сравнение примеров на первый взгляд разных по сущности областей человеческой деятельности несовместимо, но в мире все взаимосвязано, ведь, если медицина рассматривает тело человека, то искусство его душу. Вообще искусство — явление уникальное, как и сама жизнь человека. Первоосновой изобразительного искусства является ЛИНИЯ как инструмент, технология, способы выражения материального воплощения всякого рода духовного продукта. Можно свести к линии абсолютно все. Например, ПЯТНО — сгусток линии, ведь, в сущности, все многообразие мира сводится именно к ней: ЛИНИЯ или иначе к КОНТУРУ. Воображаемый контур или границу можно увидеть повсюду, к примеру, соединение неба с землей, водной глади реки с сушей, человека с человеком и т.д. и т.п.
Так везде и повсюду в природе, значит и в изобразительном искусстве, ибо искусство отражает суть этой природы.
С развитием высоких визуальных технологий надобность в виртуозности технологического исполнения, (имеется в виду превосходное знание и владение рисунком, живописью, композицией) художником частично отпадает, а на первый план выходит именно сама СУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Примечательны в этом отношении древняя наскальная живопись, в какой-то мере и иконы. Исходя из этого, можно строить композиции, в которых важна именно их внутренняя составляющая и поэтому внешние, привлекающие глаза раздражители, как-то: гармоничные
цветовые сочетания, красивый рисунок и т.п. несколько ограничены. Главное как в схемах: четкость обозначения, иначе говоря, аскетизм в формах выражения, касаемо то цвета, то рисунка, лишь бы была раскрыта суть изображения. И раз язык живописи условный, в работах, в особенности тех, в которых присутствуют плоские фигуры с открытыми локальными (чистыми) цветами вводится в них новый элемент: БЕЛАЯ ЛИНИЯ, которая играет роль универсального цветового строя, организатора разрозненных цветовых пятен, способствующая их гармонизации. Ведь что такое белый цвет? Из закона физики мы знаем,
что при оптическом смешении он дает все многообразие цветового спектра, т.е. можно его условно считать самым сложным живописным цветом. И поэтому белая линия, обрамляющая почти локальные цветовые пятна, предполагают их живописность. Посему нет
надобности в усложнении цветового пятна, его гармонизацию. Главная задача состоит в раскрытии образа, смысла задуманного произведения посредством комбинации плоских, объемных (с учетом перспективы или без нее) цветовых пятен, их невообразимых сочетаний, внося иногда дисгармонию, но все во имя сути, выражения мысли. Иначе говоря,
в работах присутствуют и знак, и символ, их сочетание, вплавление.

ИСКУССТВО СПОНТАННОГО РОДА
Живопись и музыка теснейшим образом связаны они между собой. Элементы одного вида искусства плавно перетекают в другой. Даже, оценивая, к примеру, живописное произведение, порой употребляем музыкальные термины и наоборот, Есть масса высказываний, относящихся в той или иной области искусства в которых просматривается их взаимовлияние. Например, мы часто произносим слово Гармония, говоря о живописи или живописное полотно, подразумевая симфоническое музыкальное произведение. Все это неслучайно, ибо искусство едино. Главная составляющая любого из них — суть или душа произведения. И в этой связи спонтанное, значит никем и ничем не связанное извне творчество,- есть явление уникальное, можно сказать, высшее внутреннее творчество. Каким образом оно проявляется и почему? И здесь есть аналогия с музыкой, а именно: осуществление музыкальной импровизации. Можем только констатировать: все индивидуально, на каждого музыканта находит в той или иной мере озарение, одухотворение, когда он садится за инструмент, внешне оформленные как музыкальное произведения с разной степенью законченности (опять же, если рассматривать под внешним углом зрения, т.е. то, что мы слышим). Так же и в изобразительном творчестве. К примеру, берем бумагу и карандаш. Черкаем, не думая (одно из условий непрограмированности нашего сознания) разного рода линии, пятна, их комбинации и т. д. и т.п. Затем смотрим, что получилось. И после этого оформляем лист (по мере необходимости) — внешнюю составляющую композиции.
Второй способ. Опять же на спонтанной основе, но более фундаментальный вариант, имея в виду внешнюю законченность произведения. Сначала проводим спонтанные линии, после которых смотрим, что получилось на листе, и произведя, где это надо некоторые
корректировки для осуществления какой-то вдруг возникшей идеи от увиденного, в процессе черкания спонтанной линии, рисунка.
Третий способ — классический, что главное в композиции — внутренняя суть. На основе, казалось бы, беспорядочных, необдуманных порой линии, пятен и т.п. можно создать бесчисленное множество работ.
Они самые высшие, ибо отражают суть каждого произведения, не зашоренные ни знанием, ни умением и мастерством, поэтому самые свободные. Ведь главная ценность творчества — сам человек, его внутренний мир и посему никакими, даже изощренными техниками,
мастерством невозможно передать все, что скрыто внутри человека, природы.
Художники в той или иной мере в силу мастерства каждого из них более или менее точно выявляют ВНЕШНЮЮ сторону образа, т.е. видимые нашему взору и адекватно воспринимаемые. ВНУТРЕННЯЯ ж оценка обнаруживается (художник в большинстве случаев даже не догадываются об изначальном Я), при рисовании спонтанных линий, пятен данным индивидом, художником. Если ему есть что сказать, его каракули могут поведать о многом, ибо рука как бы ведет нужные линии, пятна, управляемые нашим подсознанием; это нам только кажется, что мы рисуем, а на самом деле кто-то направляет нас — наше внутреннее Я. А задача художника заключается в расшифровке информации, данные в виде рода линии, пятен и передаче, ознакомлении их других людей по мере возможности.

ТЕН ЧАН ХАОНЬ (1998-2001)